Установка и изготовление корпусов для сабвуферов

Сабвуфер добавляет в звучание системы напор, динамику и глубину инфранизких частот. Он позволяет наполнить автомобиль действительно впечатляющим звуком, практически не уступающим "живой" акустике концертного зала.

ПРИМЕРЫ УСТАНОВКИ САБВУФЕРОВ В АВТОМОБИЛИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

1. Маленькие автомобили (такие как: VW Golf, Opel Kadett, Peugeot 205)

Маленькие автомобили

В машинах такого типа корпус сабвуфера должен быть установлен так, чтобы и динамик, и порт были направлены назад. Альтернативой является направление динамика и порта вверх. Такой тип установки подходит также для машин типа "комби".

2. Автомобили с типом кузова "седан" (такие как: Volvo 240/740/940/850, Saab 9000)

Автомобили с типом кузова седан

В машинах такого типа, у которых салон отделен от багажника, корпус сабвуфера следует устанавливать так, чтобы и динамик, и порт сабвуфера были направлены к задним сидениям. В некоторых машинах имеется люк между задними сидениями, предназначенный для перевозки лыж. Вы можете поместить корпус за этим отверстием и направить динамик и порт в салон. Между задним сидением и выходом порта обязательно должно быть свободное место.




Не устанавливайте порт в заднюю полку, если динамик установлен по направлению к задним сидениям, это даст плохой звук.




Сабвуфер можно установить так, чтобы и динамик, и порт были выведены в заднюю полку, но это потребует от Вас определенных усилий.

3. Большие автомобили с грузовым отсеком (такие как: Volvo 245 / 745)

Большие автомобили с грузовым отсеком

В автомобилях этого типа лучший звук достигается, если корпус сабвуфера устанавливается за задними сидениями с динамиком и портом, направленными назад.

ТИПЫ УСТАНОВКИ И КОРПУСА САБВУФЕРОВ

Сабвуфер можно устанавливать бескорпусным (free air) способом, монтируя их в заднюю полку или в панель задних сидений, направляя диффузор в салон. Но лучший результат достигается при использовании отдельных, корпусных сабвуферов различных типов

тип кузова - 1

Тип 1. Динамик установлен без корпуса.
Не подходит для практического использования, так как динамик теряет свои акустические свойства.

тип кузова - 2

Тип 2. Динамик, установленный в заднюю полку ("free air").
При правильно подобранных параметрах динамика, такая установка может дать хороший звук. Динамик должен иметь низкую резонансную частоту.

тип кузова - 3

Тип 3. Динамик, установленный в закрытый корпус.
Закрытый корпус легко рассчитывать и изготавливать. Он способен обеспечить высокий запас по мощности. С другой стороны, он имеет низкую эффективность, и для создания глубокого баса, корпус должен быть достаточно большим. При достаточно небольшом размере закрытый корпус подойдет для хард-рока.

тип кузова - 4

Тип 4. Динамик, установленный в корпус с фазоинвертором.
Такой корпус часто называют "отражающим басы" (bass reflex). Корпус с фазоинвертором имеет большую эффективность и больший запас по мощности, чем закрытый корпус, но только в том случае, если он правильно рассчитан и к нему правильно подобран динамик. Подходит для всех стилей музыки. Важно, чтобы порт был правильно настроен. Порты не должны быть слишком малы, иначе могут появиться свистящие звуки. Звук, выходящий из неправильно подобранного порта, смещает фазу, а это является причиной "расплывчатого" или "нечеткого" звука.

тип кузова - 5

Тип 5. Динамик встроен в закрытый корпус, который работает в корпус с фазоинвертором.
Этот тип корпуса может воспроизводить только одну октаву, но он имеет высокий запас по мощности. Подходит для диско и хард-рока. Сложно рассчитывается и изготавливается. Нельзя закрывать фронтальную сторону порта декоративной тканью.

тип кузова - 6

Тип 6. Динамик установлен в корпус с фазоинвертором, где и динамик, и порт выходят в другой корпус с портом.
Этот корпус очень сложно просчитать и изготовить. Воспроизводит две октавы и естественным образом обрезает более высокие частоты, обеспечивая крутизну среза 12 дБ/окт. Имеет высокую эффективность и большой запас мощности. Разработанный с учетом равномерного распределения давления, корпус обеспечивает мощный и четкий бас. Фронтальную сторону порта нельзя закрывать декоративной тканью.

тип кузова - 7

Тип 7. Динамик вмонтирован в корпус с фазоинвертором, который работает в другой корпус с фазоинвертором (полосовой корпус). Все порты выходят наружу.
То, что было сказано для 6-го типа, также справедливо и для 7-го. Отличие в том, что этот корпус дает подъем АЧХ в 6-10 дБ на частоте резонанса.

тип кузова - 8

Тип 8. 3-камерный полосовой корпус.
Корпуса 5-го и 7-го типа могут быть собраны как трехкамерный корпус с двумя динамиками, выходящими в камеру с портом. На рисунке показан трехкамерный корпус 5-го типа. В трехкамерном корпусе 7-го типа порты вмонтированы во все камеры.

тип кузова - 9 Тип 9. Изобарические корпуса.
Два динамика в этом случае установлены на одной оси и работают в фазе и в одном направлении ("push-pull"). Все корпуса можно собрать изобарически.


Преимущества:
  • меньший объем корпуса при том же уровне мощности в точке F -3 дБ;
  • высокая эффективность;
  • низкие искажения;
Недостатки:
  • сложно рассчитывать и изготавливать;
  • меняются параметры динамика (Qts и Vas).

РАСЧЕТ КОРПУСОВ САБВУФЕРОВ

Корпус для динамика может быть рассчитан как вручную, так и при помощи компьютерной программы. Программа DLS ProBox-2000, которая бесплатно может быть скачана отсюда, легко поможет Вам сконструировать собственный корпус для динамика DLS.




Вы выбираете динамик, тип корпуса, тип автомобиля и стиль музыки, и программа рассчитает Вам правильные параметры корпуса. Программа была разработана компанией DLS в сотрудничестве с "Backes Ijudbyggeri" в Ekero. У этой компании за плечами многолетний опыт разработки корпусов, и мы уверяем Вас, что в том случае, если все параметры введены верно, программа рассчитает Вам лучший корпус для сабвуфера.




Методика ручного расчета корпусов сабвуферов приведена в майском выпуске журнала "Car&Music" за 2000 год.




СОВЕТЫ ПО СБОРКЕ КОРПУСОВ

Корпус должен быть прочным и герметичным. Используйте 22 - мм фанеру или 19 - мм МДФ. Фанера имеет собственную резонансную частоту 14 Гц, а панель из МDF - приблизительно 400 Гц. Необходимо закрепить корпус изнутри специальными скобами, особенно если корпус сделан из MDF, в противном случае звук может получиться "хлопающим". Если Вы используете циркулярную пилу, то лучше использовать MDF, так как фанера будет иметь рваные края.




После вырезки всех частей корпуса соедините их, проклейте все швы и скрепите шурупами с шагом 10 см. Если шов не идеален, используйте больше шурупов. Длина шурупов должна быть немного больше, чем удвоенная толщина панели. Уплотните все швы силиконовым герметиком. Если Вы собираете полосовой корпус, сделайте одну из сторон съемной, чтобы было проще менять динамик. На стыках используйте ленту-герметик.




Используйте конические порты для достижения наилучшего результата (см. DLS BP - 75 или BP - 110).
Если порты оказались слишком длинными для Вашего корпуса, их можно изогнуть, в противном случае разрежьте трубку и склейте ее под углом. Используйте фабричные трубки с изгибом. Общая длина такого модифицированного порта должна быть такой же, как и у прямого порта. Измерения длины проводят по оси трубки. Порт, выходящий внутрь корпуса, не должен подходить к стенке корпуса на расстояние меньше собственного диаметра, иначе это негативно отразится на потоке воздуха внутри порта.




Большинство корпусов внутри должны быть заполнены акустической синтетической шерстью (не используйте шерсть с жесткими волокнами). Прикрепите поглощающий материал на стенку, противоположную динамику и порту. Закрытый корпус должен быть наполнен звукопоглощающим материалом на 70-100%.




В корпусе с фазоинвертором динамик и порт должны устанавливаться на одну стенку, иначе может появиться эффект периодического усиления/затухания звука на некоторых частотах. В большинстве машин, за исключением типа кузова "седан", динамик и порт должны быть направлены назад для достижения лучшего результата.




Динамик должен прилегать к корпусу абсолютно герметично.




Если Вы собираете изобарический корпус, используйте болты, гайки и шайбы для крепления динамиков. Уплотните отверстия для болтов герметиком. Убедитесь в том, что пара изобарических динамиков соединена правильно.




Не закрывайте порты декоративной тканью, особенно в полосовых корпусах.

Оригинал статьи - Официальный сайт DLS

 К списку статей
E-mail: info@icar.ru
оптимизация сайта