Александр Пеньков,ведущий эксперт Car Audio

Два варианта модернизации штатной системы

Если демонтаж штатного коммандера нежелателен, то высококачественный источник сигнала устанавливается дополнительно...

Пример расположения элитной акустики в стиле "custom" при замене штатной аудиосистемы

Стилистика штатной системы сохранена в полном объеме..

Стремление к лучшему

Расширяем штаты / Азбука усовершенствования



Текст Александр ПЕНЬКОВ,ведущий эксперт Car Audio




 

Что может быть более естественным, чем желание заменить автомагнитолу.



Из афоризмов:



Мысль о замене штатного головного устройства, приходящая в голову автовладельцу сразу же после приобретения очередного автомобиля, соперничает с желанием "заменить колонки" приблизительно в равной степени. Ожидаемый эффект предвкушается, его ждут с нетерпением, отдав машину для внесения изменений, а получив назад, порой не могут понять, почему звук стал хуже, чем был?

 


Штатные аудиосистемы

Конечно, сказанное выше — это наихудший случай, когда владельцу автомобиля не повезло с установщиком. Но правда в том, что необдуманное улучшение штатной системы действительно сродни лотерее: звук может стать лучше, а может и ухудшиться. Более того, если ставится задача не улучшить звук, а усовершенствовать автомобиль за счет новых мультимедийных или информационных возможностей, то эти новшества могут не всегда работать так, как хотелось бы — скажем, "работать через раз" или работать настолько плохо, что смысл их приобретения теряется. О том, как этого избежать и получить ожидаемый результат (а результат работы грамотного инсталлятора частенько даже превосходит ожидания владельца!), и пойдет речь ниже.



Дело в том, что характеристики компонентов штатных аудиосистем подобраны друг к другу, вся система самодостаточна и сбалансированна, и любое вмешательство в нее приведет к смещению равновесия — чаще всего в худшую сторону ("закон бутерброда" пока еще не отменяли, хотя может и повезти). Например, если магнитола оснащена маломощным встроенным усилителем, это компенсируется применением динамиков с высокой чувствительностью. В этом случае замена АС на динамики более высокого качества, но менее чувствительные, приведет не только к общему снижению уровня громкости, но и к "просадке" отдельных участков АЧХ, то есть к ухудшению качества звучания, как это ни парадоксально. Такой же отрицательный эффект даст и замена штатных 3- и даже 2-омных динамиков на более высококачественные, но 4-омные, что фактически является стандартом для всех продаваемых отдельно динамиков.



Часто штатные динамики имеют нестандартные размеры: 5х7 дюймов, 4х6 дюймов, 120 мм и т. д., — и при замене их на новые почти всегда происходит уменьшение размера диффузора — скажем, со 120 мм до 100 мм, вместо эллиптических круглые и т. д. Естественно, что уменьшение площади излучающей поверхности динамика на меньшую приведет как минимум к потере баса. Отмеченное особенно актуально для всех моделей "Audi", начиная с 1991 г. выпуска, "Ford Mondeo" и "Focus", "Mitsubishi Pajero"…



Немного иная картина с "BMW" кузовов Е32–Е36, штатные места у которых хоть и могут вместить динамики покрупнее, однако сами по себе настолько хлипки, что выигрыш от всех попыток поместить в них головку большего диаметра сводится практически на нет.



Больше всего повезло владельцам "Mercedes" всех моделей, начиная с 1995 г., всех "Volkswagen" с 1997 г., больших японских внедорожников и всех "Lexus". В этих автомобилях штатные места позволяют с минимальной доработкой принять в себя АС, ни в чем себя ни ограничивая.



Со штатными сабвуферами положение дел выглядит схожим образом, но желание заменить их гораздо чаще связано с выходом динамиков из строя. Тем не менее автовладельцы так же настойчиво пытаются заменить сгоревший сабвуфер на "что-нибудь помощнее", не задумываясь над тем, от чего новое приобретение будет питаться. Маломощному штатному усилителю не под силу будет справиться с любой из покупных НЧ-головок. Максимум, чем можно улучшить звучание штатного саба, не прибегая к замене любого из компонентов, — это утяжелить и дополнительно усилить звонкий пластиковый короб, в котором находится динамик. В такой короб теперь можно поместить настоящую НЧ-головку, запитанную от отдельного усилителя. Результат будет значительно лучше.



Теперь о главном, точнее, о головном. Штатное головное устройство (ГУ) хочется заменить по разным причинам: кто-то уже стал поклонником определенной марки и ему просто нравится современная автоэлектроника, кто-то стремится построить высококачественный звук, а кто-то в дальней дороге желает слушать аудиокниги, записанные в формате МР3, или изучает английский язык.



Абстрактная "замена магнитолы" чаще всего бывает просто невозможна! Вспомним тех же владельцев "Audi". Они ищут заглушки для новой магнитолы, в то время как стоит позаботиться вовсе не об этом, а о том, как обойти (или, наоборот, использовать) штатный усилитель, который, мало того что присутствует почти в каждом "А6" и "А8", так еще и активно делит по частотным полосам, например, сигнал для тыловых громкоговорителей. Соответственно, если отключить усилитель, то придется подбирать пассивный кроссовер для ВЧ и СЧ-компонентов тыловых АС. Фронтальные же громкоговорители и вовсе 3-омные, значит, нештатная магнитола либо вообще с ними не справится, либо будет работать с перегрузкой, а это означает искажения и быстрый выход из строя. Владельцам "Audi" остается только посочувствовать. Однако не все у них так плохо — они отыграются на видеосистемах, о чем ниже.



Вывод: задумав поменять штатное ГУ, будьте готовы к тому, что его придется менять вместе со всей системой. Конечно же, штатный усилитель останется не у дел, и придумать ему новое применение уже не удастся, с этим надо смириться.



С каждой новой моделью автомобиля заменять штатное головное устройство на нештатное становится все сложнее и сложнее. Штатные магнитолы современных автомобилей нынче либо тотально интегрированы с приборной панелью, либо связаны с бортовым компьютером, и если в первом случае еще можно исхитриться установить покупное ГУ, изменив дизайн центральной консоли, то во втором — трогать штатную электронику, пожалуй, не стоит. Хотя бы потому, что автомобиль новый и на гарантии.



Попробуйте определить, где заканчивается магнитола и начинается автомобиль на "Infinity FX45", американском "Lexus LX470", "RX300" или хотя бы у "Mazda 6" и последней версии "Honda Accord"? Впрочем, есть случаи и вовсе запущенные: как вам вариант, когда после демонтажа головного устройства становится невозможно запустить стартер? За примерами далеко ходить не надо — на подобные "шутки" со своими владельцами горазды "SAAB 9-3" и "9-5".



Ну, пожалуй, хватит устрашающих и трагикомичных фактов, которые подбрасывает жизнь автовладельцам и инсталляторам, пора уж переходить к делу. Поговорим о том, как выполнить работу, чтобы автомобиль в результате стал лучше и не разучился делать то, что он умел до обращения в установочную студию. Хотя, с другой стороны, есть надежда, что вышеперечисленное только раззадорило энтузиастов хорошего звучания — такое качество характера, как "не успокоюсь, пока своего не добьюсь", стоит признать бесценным.



На самом общем уровне можно выделить два варианта модернизации штатной системы, приблизительно равноценных по сложности, но различных по конечному результату.



Первый вариант — адаптировать штатное головное устройство для подключения внешних усилителей с последующей установкой высококачественных акустических систем, в том числе и сабвуфера. Чаще всего это выполняется с помощью организации линейных выходов. В активе — оставшийся неизменным интерьер, а с ним великолепная заводская эргономика, штатный ДУ на руле (очень удобно!), и это при том, что с внешними усилителями, хорошими динамиками и сабвуфером звучание просто не может не стать лучше. Плюс защита от кражи. В пассиве — звуковых настроек как было мало, так и осталось, искушенных слушателей итоговое качество звука в этом варианте наверняка не устроит, а менее требовательным так и не удастся выучить английский, потому как нет поддержки МРЗ. Хотя представительство той же "Mazda" предлагает "родной" штатный МР3-проигрыватель, но стоит он примерно столько же, сколько приличный усилитель, головное устройство с MP3 от приличного бренда, компонентные акустические системы и полный курс английского с испанским в придачу.



Вариант второй. Его можно назвать дальнейшей эволюцией варианта первого. Проектируем полноценную аудиосистему на тех компонентах, которые выбираем сами, с любым приглянувшимся головным устройством, устанавливаем новые усилители и динамики. Теперь остается только найти место, где эту самую новую "голову" расположить. Мест не так уж мало: "бардачок", центральный подлокотник, карман в передней консоли, над торпедо или под рулевой колонкой. Таким образом, новая аудиосистема получится совершенно независимой, ее возможности будут ограничены лишь фантазией установщика и владельца. Преимущества — наиболее вероятно, что вы получите тот звук, который вас устроит, конфигурация системы будет такая, какую вы сами захотите (это на случай внешних дополнительных источников вроде DVD или "Sony PlayStation"), и, конечно, можно учить английский с MP3-дисков. Недостатки — эргономика, и это может стать для кого-то причиной отказа от этого варианта. Кстати, а что же будет со штатным головным устройством? Оно превратится в безмолвную неиспользуемую часть интерьера? Вовсе нет! Сигнал с тех же выведенных линейных выходов будет подан на вход внешнего источника сигнала свежеприобретенного ГУ, и вся система продолжит свое существование. Слушаете сегодня радио — пожалуйста, пользуйтесь только штатной системой. Нужен аудиофильский звук — включите новую магнитолу и наслаждайтесь совершенным звучанием.

Штатные видеосистемы

Наряду со звуком возникает желание модернизировать и штатное видео. Обычно хочется вывести сигнал с DVD или TВ-изображение на штатный дисплей, тем более что и кнопочки есть соответствующие, всего-то пара пустяков. Увы, это не так. Кнопочки кнопочками, однако готовым А/В-входом штатно оснащен лишь один-единственный автомобиль. Правильно, это "Audi". Компенсация за неудачи в первом раунде. Проще простого: в багажнике на блоке ТВ-тюнера без труда можно отыскать красное, белое и желтое гнезда, это и есть А/В-вход (RCA) собственной персоной. Приобретаем DVD-проигрыватель, подключаем его к найденному А/В-входу и смотрим на мониторе изображение с DVD. Вот и вся работа.



Тяжелее решать подобную задачу с "BMW" и другими марками, у которых видеовхода в чистом виде не существует. Приходится брать в руки паяльник и… Но лучше все-таки довериться профессионалам. Кстати, аудиовход выводить придется из совсем другого блока. Далее таким же образом подключаем универсальный компактный DVD-проигрыватель и получаем требуемое.



Существует отдельный класс устройств, представляющих собой готовые интерфейсы для подключения дополнительных источников аудио- и видеосигнала к штатным системам, что очень удобно, но пока этот вопрос многими инсталляторами изучен мало.



Видеосигнал с нужного источника с помощью коммутатора можно вывести для задних пассажиров, на мониторы в подголовниках, под потолком или на центральном подлокотнике. Однако наибольшей популярностью пользуются аудио/видеосистемы с раздельными зонами просмотра и прослушивания. Передний пассажир просматривает и прослушивает свой источник, задние пассажиры — свой. Такое разделение легко реализовать благодаря потолочным мониторам со встроенным DVD-приводом и TВ-приемником. Такой монитор представляет собой завершенное устройство, которому для работы необходимо лишь 12-вольтовое питание и TВ-антенна. Соединение со штатным головным устройством в простом варианте осуществляется с помощью беспроводного FM-модулятора, а в сложном — через А/В-вход, который так же организуется с помощью переделки головного устройства. Это для переднего пассажира, который смотрит картинку на штатном мониторе. Задние же пассажиры наслаждаются изображением с самого потолочного монитора, а прослушивание можно организовать через беспроводные ИК-наушники, благо многие мониторы оснащены ИК-передатчиками для них. Можно пойти дальше и организовать раздельные зоны прослушивания через акустические системы — для этого придется приобретать головное устройство с функцией "Dual Zone". Как показала практика, вариант с наушниками предпочтительнее, поскольку реже приводит к соперничеству между задними и передними ездоками в категории "кто громче?"
Отдельно стоит упомянуть следующее явление. Некоторые автомобили оснащены штатным местом под монитор с диагональю от 5,5 до 7 дюймов. Естественно, возникает желание тут же его туда пристроить. Не следует торопиться: монитор установить-то можно, но это будет всего лишь пустой пассивный монитор, которому понадобятся еще DVD-проигрыватель и ТВ-приемник, так что место для их размещения неплохо бы сразу подыскать. Лучше обратить внимание на полноценные DVD-мониторы, а плоские дисплеи оставить для подголовников.

И в заключение — пара советов:


· водителям — не увлекайтесь просмотром видеопрограмм даже в пробках, это чревато аварийной ситуацией;
· установщикам — не идите на поводу у водителей, подключайте парковочный провод к parking’у…



Оригинал статьи - Журнал «Car & Music»

 К списку статей
E-mail: info@icar.ru
оптимизация сайта